Rippin Blackford
Журнал SitePrep 2006

Детальный анализ затрат на приобретение нового GPS оборудования может принести компаниям-подрядчикам существенные прибыли.

Ну, наконец-то вы решились на серьезный шаг. После нескольких месяцев, потраченных на исследование рынка, сравнение различных продуктов и обсуждения с другими подрядчиками, вы приняли решение приобрести GPS оборудование для съемки или автоматизированную систему управления строительной техникой, или и то, и другое вместе. Вы прочитали ряд впечатляющих статей об их эффективности, о том, как они помогают обеспечивать контроль за ходом работ на проектных участках. И все же остаются кое-какие вопросы, на которые хотелось бы получить ответы, например: 1) насколько эффективной будет отдача от вложенных средств и 2) когда же они все-таки окупятся?

Спору нет – во всем мире GPS системы выгодны подрядчикам с финансовой точки зрения. Затраты на рабочую силу сокращаются. Существенно снижается или пропадает вовсе потребность в лицах, осуществляющих надзор за исполнением проекта, которые имеются в штате самого подрядчика, либо привлекаются со стороны. Некоторые компании-подрядчики сообщают, что системы управления дорожной и строительной техникой на основе GPS увеличивают производительность на 25%, а порой и на все 100%, т.е. в два раза, давая больше прибыли на кубометр.

В то время как эти системы позволяют получать большую прибыль, многие компании не используют с пользой для себя все их преимущества. Как же быть уверенным в том, что вы получаете максимум прибыли от вложенных средств?

Сначала нужно понять, как GPS оборудование влияет на текущие расходы и на прибыль. GPS оборудование, которое применяется при съемке, влияет на структуру затрат совсем по-другому, нежели то, что устанавливается в системах управления дорожной и строительной техникой. Именно поэтому такие системы следует рассматривать отдельно. Далее можно составить план получения максимальной прибыли от вложенных средств. В данной статье описываются три успешных случая, когда подрядчик быстро и с выгодой для себя окупил GPS оборудование.

GPS для полевых инженерных работ

Вынос в натуру планово-высотных точек на участке съемки и откосов смежных участков широко известно, как разбивка (layout) или полевые инженерные работы (field engineering), и обязательно присутствует в любом строительном проекте. Для решения этой задачи требуются специалисты, способные осуществлять такие работы, а также наличие специального оборудования, что и отображается в смете затрат по каждому проекту. Чтобы получить максимум прибыли на каждый рубль, вложенный в GPS технологию, необходимо иметь представление о стоимости полевых инженерных работ.

При определении стоимости полевых инженерных работ могут возникнуть трудности. Как правило, такие работы рассматриваются, как косвенные затраты, или выделяются в смете отдельным разделом, куда входят работы, по которым предстоят выплаты, такие как земляные работы (выемка/насыпка и завоз/вывоз грунта), прокладка системы водостоков, дренажных систем, укладка бордюрного камня и тротуаров. По своей сути, такие виды работ при полевых инженерных изысканиях обычно не выполняются на конкурсной основе.

Однако в ваших же интересах подсчитать объем таких работ, чтобы иметь представление о стоимости полевых инженерных изысканий при подготовке конкурсных предложений. Большинство подрядчиков практикуют почасовую оплату за оборудование плюс стоимость рабочей силы, например, использование экскаватора или самосвала с водителем. Исходя из этого, вам следует определить размер почасовой оплаты при пользовании мобильным GPS приемником и стоимость рабочего времени специалиста.

Положительный эффект от использования GPS оборудования заключается в том, что приемник и оператор могут заменить в бригаде двух или трех человек. Так как в различных регионах ставки варьируются, приемлемая почасовая оплата рабочего времени инженера-полевика, имеющего в своем распоряжении GPS оборудование, колеблется от 85 до 120 долларов за час работы.

Периоды окупаемости варьируются значительно в зависимости от деловых навыков подрядчика и масштаба проектов. Вполне допустимо, что стоимость нового оборудования может окупиться за один единственный проект. Затраты на полевые инженерные работы, как правило, составляют 2-5% от стоимости контракта. Если у вас проект на 2 млн. долларов, и 2% от этой суммы, т.е. 40 тыс. долларов, составляют затраты на инженерно-полевые работы, то это сопоставимо со стоимостью обычной RTK GPS системы.

Если подрядчик участвует в нескольких более мелких проектах, то затраты распределяются соответственно по всем этим проектам. В таком случае опытный подрядчик будет договариваться с собственником о полной своей ответственности за полевые инженерные работы. Там где подрядчик отвечает за проведение всех разбивочных работ и вынос в натуру от нескольких опорных точек, и, по всей вероятности, для выполнения этих работ будет привлекать стороннего субподрядчика, стоимость оборудования может быть окуплена за период от 3 месяцев до года.

Следует также учитывать продолжительность использования оборудования. В случае с GPS приемниками (базовыми и мобильными) продолжительность использования будет, по всей видимости, сопоставима со сроками реализации самого проекта. Это оборудование будет использоваться интенсивно на начальном этапе проекта, чтобы вынести в натуру планово-высотные объекты. После завершения этого этапа работ, вполне вероятно, что оборудование будет использоваться ежедневно для слежения за правильным исполнением проекта и документирования фактических условий строительства.

Ответственность за полевые инженерные работы обычно указывается в условиях контракта или соглашения. Что будет обеспечивать собственник? Если в контракте указано, что собственник будет обеспечивать выполнение полевых инженерных работ согласно проекту, то подрядчик, имеющий в своем распоряжении GPS оборудование, должен с выгодой для себя использовать имеющееся GPS оборудование и обсудить круг своих обязанностей при выполнении этих работ. Перед началом такого обсуждения подрядчик должен определить свои собственные затраты на выполнение полевых инженерных работ. Разница между стоимостью этих работ для подрядчика и той суммой, какую собственник заложил для этого своем бюджете, может быть значительной.

Ниже описывается случай, когда два подрядчика творчески подошли к извлечению выгоды от своих вложений в геодезическое GPS оборудование.

Компания JH Excavating

Компания JH Excavating является подрядчиком, работающим на средних по размеру участках, и расположена в г. Алисон Парк, северном пригороде Питтсбурга, штат Пенсильвания. Компания специализируется на земляных работах и высокоточном грейдировании, а также работах по благоустройству территории. Согласно большинству контрактов, заключенных компанией JH Excavating, собственник нанимает консультанта, чтобы выполнить работы по выносу в натуру планово-высотных объектов. Руководитель проекта Джефф Хобург (Jeff Hoburg) впал в полную прострацию, когда узнал, что же, по мнению консультанта, нужно для реализации проекта. «Я выхожу и встречаюсь с ними, объясняю им, где бы я хотел бы поставить колышки и как я хотел бы задать проект», - говорит он. «В конце дня они приходят ко мне и говорят: «Вы сказали нам сделать вот так, а вот, что у нас в итоге получилось. Они (во всяком случае, так они думают) всегда знают лучше меня, что же мне нужно».

Хобург решил приобрести тахеометр, чтобы компания JH могла бы осуществлять дополнительный контроль за ходом выполнения работ, и убедил свою бригаду использовать полученные данные при реализации проекта. Следующим шагом стало приобретение GPS. Весной 2006 компания JH купила комплект из базового и мобильного приемников HiPer XT GPS+ производства Topcon (www.topconmc.com) у местного дилера. Чистую прибыль от покупки Хобург начал получать сразу же при реализации проекта по застройке участка площадью 30 акров в Шенанго Вудс (Shenango Woods) в графстве Beaver, штат Пенсильвания.

Изначально собственник участка Шенанго Вудс отвечал за обеспечение полевых инженерных работ по проекту. «После того, как мы приступили к реализации проекта, говорит Хобург, - мы продемонстрировали им, что можно сделать, имея под рукой систему Topcon. Теперь уже они просят нас сделать разбивку и платят нам за это 85 долларов в час. Инструмент не только окупает себя, но и заметно сокращает сроки выполнения компанией JH Excavating полевых работ. «По количеству колышков, которые я ставлю за рабочий день, я чувствую, что от меня намного больше проку, чем от большинства консультантов, потому что все эти колышки стоят в нужном для меня месте”, - говорит он.

Компания Site Control

Такой же подход для быстрого возврата средств, потраченных на приобретение геодезического GPS оборудования, использует и компания Site Control, расположенная в г. Сан Антонио, штат Техас. Три партнера с многолетним опытом работы в качестве подрядчика, образовали компанию осенью 2005 года. Стоимость типичных контрактов компании Site Control варьируется в диапазоне 300-500 тыс. долларов. В настоящее время в компании имеется два комплекта Topcon HiPer Lite+ GPS+ с Millimeter GPS. Джим Ректор (Jim Rector), один из основателей компании Site Control, прокомментировал, как это новое оборудование изменило подход компании к ведению бизнеса. «Раньше мы в своей работе зависели от действий консультантов», - говорит он. «И мы дивились тому, как забивались колышки на проектном участке».

Трэй Хайди и Роб Иверсбург (компания Site Control) проверяют контрольную точку с помощью полевого контроллера TOPCON FC-100

Трэй Хайди и Роб Иверсбург (компания Site Control) проверяют контрольную точку с помощью полевого контроллера TOPCON FC-100

Мы не осуществляем надзор за исполнением проекта, и нам не нужно определять углы здания»,- продолжает Ректор. «Но мы можем это сделать с помощью Topcon Millimeter GPS. Мы точно знаем свое местоположение, как в плане, так и по высоте. А это большой плюс».

Компания Site Control приобрела больше, чем просто оборудование, которое используется для собственных нужд компании. Ректор говорит: «Мы подошли к тому, чтобы брать деньги с генерального подрядчика за разбивку всей тротуарной бровки. Мы работаем с несколькими генеральными подрядчиками, которым ничего не остается, как доверить разбивку нам, и, более того, они сами хотят платить нам за то, чтобы именно мы выполнили эту работу от начала и до конца. Все, что им остается тогда сделать, - так это попросить кого-то выйти и проверить углы здания и линии на местности. Таким образом, мы контролируем окупаемость наших вложений».

Совсем недавно представитель подрядчика позвонил Ректору в офис и сказал: «Я заплачу вам все, что выделено по бюджету, если выполните разбивку всей тротуарной бровки». «Отлично»,- ответил Ректор. «Просто скажите мне, где вы хотите, чтобы были пикеты, и на каком расстоянии». За одну эту работу компания Site Control получила 3,5 тыс. долларов, потратив на нее примерно шесть часов работы. При таком темпе возврата вложенных средств GPS оборудование окупит себя буквально за несколько месяцев.

Системы управления дорожной и строительной техникой на основе GPS

Сообщают, что с увеличением случаев применения систем управления дорожной и строительной техников на основе GPS, производительность возрастает на 25%, а то и на все 100% (т.е. в два раза). Эти цифры значительно варьируются в зависимости от опыта подрядчика и условий на конкретном участке работ. Как же это все перевести на язык прибыли?

Анализ затрат и прибыли для техники, оснащенной GPS, требует различного подхода, который учитывал бы, что преимущества прямо связаны с поддающимися количественному исчислению объемами земляных работ и высокоточным грейдированием. Помимо этого, система управления дорожной и строительной техникой сокращает эксплуатационные расходы, а это ведет к прямой финансовой выгоде.

Если геодезическая GPS система будет использоваться на протяжении всего периода реализации проекта, то применение техники, оснащенной GPS, более привязано к конкретной фазе проекта. Индикаторные системы на скреперах и больших бульдозерах используются на этапе земляных работ. Полностью автоматизированные системы предназначены для работ по высокоточному грейдированию. При подсчете стоимости земляных работ для конкурсных предложений, важно разделить эти функции. Обычно объем земляных работ высчитывается по объему (кубометрам) тогда как высокоточное грейдирование определяется по площади поверхности (квадратные метры).

В среднем полностью автоматизированная система стоит примерно в два раза дороже индикаторной системы. Чтобы определить стоимость работы любого элемента с GPS, входящего в систему оборудования, можно провести простой расчет на основе доли затрат. Если подрядчик устанавливает GPS систему за 120 тыс. долларов на мотогрейдер, стоимость которого составляет 300 тыс. долларов, то он увеличивает свои затраты на 40%. Если подрядчик обычно применяет почасовую ставку 100 долларов за мотогрейдер и оператора, то машина, оснащенная GPS должна работать при ставке 140 долларов в час.

После установления этих базовых расценок затраты, относящиеся к конкретному проекту, должны быть разнесены по каждому элементу оборудования, которое используется в проекте. Планируемая продолжительность использования умножается на установленную ставку – в час, в неделю или месяц – для каждой стадии проекта. Сумма этих затрат, вместе с прибылью и побочными расходами, затем преобразуется в цену за единицу на основе вычисленного количества.

В отличие от конкурентов, которые делают ставку на низко-ценовые предложения, чтобы сбить цену и таким образом получить заказ, многие подрядчики сохраняют конкурентоспособность благодаря прибыли, полученной за счет роста производительности, что позволяет им своевременно компенсировать затраты. В большинстве регионов страны конкурентные тарифы на проведение земляных работ и высокоточного грейдирования остались, в массе своей, на том же уровне, что и 10 лет назад. В течение того же самого периода времени затраты на машину, оператора, горюче-смазочные материалы и страховку существенно возросли. Система управления дорожной и строительной техникой на основе GPS выступает в качестве противовеса постоянно растущим затратам, позволяя получить ощутимую выгоду от роста производительности.

Следующий пример демонстрирует, как оборудование, оснащенное GPS, может иметь положительно сказаться на финансовых результатах проекта.

Компания Barnhill Contracting

Компания Barnhill Contracting является одним из крупнейших подрядчиков в Северной Каролине, специализирующихся на строительстве шоссейных дорог и подготовительных работах на стройплощадках. Юго-восточное отделение компании Barnhill Contracting владеет и управляет четырьмя асфальтовыми заводами, и специализируется на работах по укладке дорожного покрытия.

В 2005 году компания Barnhill купила оборудование Topcon с Millimeter GPS и уже больше года использует его на мотогрейдере для операций по высокоточному грейдированию. В частности, она использовала GPS в двух проектах, которые были реализованы недавно. Один – стоимостью 3,5 млн. долларов, куда входят подготовительные работы на стройплощадке для экстенсивного строительства жилья для военных в Fort Bragg в Fayerville. Второй – проект Департамента транспорта штата Северная Каролина по расширению автомагистрали в Bladen County с суммой контракта 29 млн. 310 тыс. долларов.

Кермит Мозер (слева) признает, что технология Topcon mmGPS существенно снижает затраты, связанные с земляными работами на проектах Barnhill Contracting

Одним из главных преимуществ компании Barnhill является постоянно точный анализ и расчет стоимости работ. Каждую неделю Кермит Мозер (Kermit Moser), вице президент и менеджер юго-восточного отделения компании Barnhill, пересматривает стоимость работ по всем проектам. Он следит, как в них используется система Millimeter GPS компании Topcon.

При подготовке основания для дорожного полотна и асфальтирования одним из важнейших факторов потери прибыли является слишком низкий уровень поверхности. Это приводит к перерасходу каменного материала или частому грейдированию основания. Если основание дорожного полотна можно отгрейдировать в пределах нескольких миллиметров от проектно-заданной величины, то тогда эти факторами перерасхода можно просто пренебречь. До покупки системы Topcon Millimeter GPS компания Barnhill обычно включала в смету дополнительные 7% как перерасход камня, который укладывается в основание дорожного полотна, чтобы компенсировать все погрешности. Анализ затрат, проведенный Мозером на проектном участке Fort Bragg, показал, что возможный перерасход близок к нулю, а это сразу же переводит проект в разряд прибыльных.

Проект Департамента транспорта штата Северная Каролина в Bladen County представляет собой еще один пример экономии затрат, который может быть достигнут с помощью Millimeter GPS. По проектам, реализованным на 40%, когда были уже выполнены работы по подготовке основания дорожного полотна, анализ затрат компании Barnhill показал экономию 10% от проектной стоимости. Мозер объяснил, что экономия составляет 100%, т.е. в два раза. Земляное основание дорожного полотна строится в соответствии с запланированными дорожными профилями, а укладываемый материал, лежащий в основании дорожного полотна, точно грейдируется, чтобы не отклоняться от этих профилей более чем на несколько миллиметров.

Помимо прибыли, полученной за счет высокоточного грейдирования, увеличение производительности имеет еще один эффект, о котором иногда забывают. Используя традиционный грейдер со струной, средняя дневная выработка равнялась 1500 – 2000 кв. метров в день. С полностью автоматизированной системой Topcon Millimeter GPS производительность возросла до 3300 кв. метров в день, т.е. рост составил 60%.

Увеличение темпов дневной выработки означает, что работа будет выполняться быстрее. Более скорое окончание работ может сэкономить побочные расходы нескольких месяцев. Сюда входят: временные объекты; зарплата руководителю проекта и начальнику участка; пикапы и другие транспортные средства; техническое обслуживание средств контроля за движением транспорта; мониторинг ливнестоков. При реализации проекта Департамента транспорта штата Северная Каролина в Bladen County компания Barnhill опережала темпы выполнения работ на 40%, в то время как ожидалось, что этот показатель будет составлять 25%. Во многом такой рост производительности обусловлен использованием GPS оборудования для подготовки основания дорожного полотна.

Стремитесь к полной отдаче от сделанных вложений

GPS технологии открывают возможности для получения прибыли и относительно быстрой отдачи от сделанных вложений. Как добиться финансовой выгоды, зависит от умения и находчивости конкретного подрядчика. Применяя сведения и подходы, которые вкратце изложены в данной статье, вы можете сами убедиться в возможности реального возврата сделанных вложений. Не существует каких либо надежных цифр для расчета окупаемости. Любой подрядчик должен расписать затраты по каждой статье расходов, распределить их соответствующим образом, и использовать преимущества при каждом благоприятном случае, чтобы получить прибыль от технологических инвестиций.


Дата: 17.01.2007

Назад к списку новостей